Дек
30

Дизайн мягкой мебели от СССР до наших дней

Дизайн, История мебели, Мебельная мода

    Вопрос дизайна и проектирования мягкой мебели был и остается одним из достаточно неоднозначных и противоречивых. Казалось бы, маломальски симпатичную мебель без участия дизайнера-проектировщика изготовить практически невозможно. Однако, до сих пор многие производители практически не обращаются к конструкторам по вопросам эргономики и эстетики мебели.
    Любое изделие мягкой мебели – это, можно сказать, своего рода скульптурное произведение, которое можно рассматривать со всех сторон. И не очень неверным шагом будет начало производства мягкой мебели, так сказать, с нуля, без изучения истории предмета и его развития в разных периодах времени. Выпуск мебельной продукции – процесс сложный, в котором просто необходимо участие дизайнера-проектировщика непосредственно на стадии изготовления первого, макетного, образца.
Можно сказать, что массовое производство мягкой мебели в СССР берет свое начало примерно с 50-х годов двадцатого века. Несмотря на известное Постановление партии и правительства «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», в 1956 году были проведены первые конкурсы на лучший проект типовых зданий. В работах, которые были представлены, были намечены основные черты жилых домов с квартирами посемейного заселения. В том же году состоялась и Всесоюзная выставка мебели, где в выстовочных образцах были сделаны и продемонстрированы попытки в формировании новой стилистики изделий мебельного производства Советского Союза. По оценкам современников, во многих экспонатах тогда все-таки прослеживались тенденции 30-х годов (тяжеловесность, массивность), но та мебель была неплохо прорисована и, что немаловажно, изготовлена из натуральных материалов, как бы сейчас сказали,- экологически чистых. Подобную продукцию тогда выпускали преимущественно крупные фабрики, нередко с дореволюционным опытом работы. В основном же мебель производилась полукустарными мастерскими – артелями. В то время мягкие элементы мебели изготавливались на столярной раме с установкой отдельных пружин, которые перевязывались пеньковым шнуром. Борта формировались мочалом или льняным очесом и по периметру прошивались вручную. Далее шел настил, как правило, из рассыпной ваты. Чуть позднее стали использоваться, так называемые, ватники – два слоя мешковины, набитые той же рассыпной ватой и прошитые суровой ниткой. Обшивки крепилась, как правило, гвоздями; чаще всего как обивочную ткань использовали репс, но встречались и гобелены.

     В 1957 году в Советском Союзе началось массовое жилищное строительство. Строились дома с посемейным заселением; «хрущевки» в те годы стали настоящим спасением для многих семей. По нынешним меркам, новые квартиры имели большой ряд серьезных недостатков – прежде всего скромные жилые площади. И все же, благодаря активной застройке, в тот период стал востребован больший объем производимой мебели. Артели уже не удовлетворяли возросший массовый спрос населения. И как естественный процесс, в новых жилищных условиях мебель стала менять свою форму. Можно упомянуть, что в 1945 году были воссозданы Московское (Строгановка) и Ленинградское имени Веры Мухиной художественно-промышленные училища, готовившие высококвалифицированных художников-конструкторов для мебельной промышленности. К I Всесоюзному конкурсу на лучшую мебель для жилых и общественных зданий молодые специалисты уже смогли успеть наработать новые подходы в проектировании мебели. А II конкурс 1961 года окончательно определил новые формы и конструкции мебели применительно к массовому индустриальному производству, с учетом массовой застройки и габаритов квартир. Эти мероприятия дали достаточно мощный толчок не только мебельному производству, но и всему, что связано с жилищем.
    Мебель стала легче, компактнее, комфортнее; диваны и кресла лишились тяжеловесности и солидности, приподнялись на ножках; рамочные или щитовые боковины пришли на смену массивным объемным конструкциям. В формировании мягких элементов стали активно применяться пружинные блоки непрерывного плетения, эластичные основания из тканевых и резиновых ремней, настилы из ватников, и наконец, появившийся поролон. Ткани в тот период использовались преимущественно гладкокрашеные или с мелким рисунком локального цвета. На советском рынке в те годы присутствовали два вида текстильной продукции – жаккардовые (гобелены) и ремизные ткани (репс); плюш, искусственная и натуральная кожа импортировались.
    Дальнейшее развитие форм и конструкций мягкой мебели велось на фоне концентрации мебельного производства, укрупнения производств, строительства новых фабрик и заводов по изготовлению плитных, настилочных и других материалов. Процесс концентрации затронул и сферу проектирования мебели; из разрозненных конструкторских организаций, в Москве создается Всесоюзный проектно-конструкторский технологический институт мебели (ВПКТИМ). Этот институт помимо проектных, вел и нужные работы по унификации, и стандартизации мебельной продукции. Но стандартизация и централизация в СССР имели и отрицательную сторону: отныне мебельные предприятия, конструкторские бюро не имели права проектировать. С большим трудом люди пробивались в Москву в надежде, что их творения дизайнерской и конструкторской мысли увидят свет. Приходилось с разработкой самой примитивной табуретки ехать в столицу для утверждения, но не было никакой гарантии, что проект будет принят. И в реалиях Советского Союза мало кого волновало то, что предприятие могло быть уже готово начать производство нового изделия. Такие нелепые последствия разработанных стандартов и унификации в строительстве и проектировании мебели можно увидеть в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром».
     В условиях роста плановых заданий, а также дефицита материалов, комплектующих, и в тоже время в условиях огромного неудовлетворенного спроса на мебель у потребителей, предприятия были заняты выпуском «штук». Практически в каждом регионе были деревообрабатывающие или мебельные комбинаты, и при этом каждое из них выпускало один вид дивана, кресла, «уникальный» вариант кровати, кушетки, тахты. Основной задачей фабрики было получить материалы и выпустить 100% плана и плюс две-пять десятых сверху – для обеспечения премии за перевыполнение планового задания; и, соответственно, такое предприятие было на хорошем счету, а это в свою очередь, давало преференции в различного рода вопросах, начиная от поставок сырья, кончая социальной сферой. Руководители в те годы, впрочем как и положено, мыслили рационально: зачем прилагать дополнительные усилия к тому, что уже было спланировано? Находились, конечно, и более инициативные люди, которые хотели делать и лучше, и больше, а главное качественнее. Но сама система организации производства, организация всей цепочки: от конструкторской разработки до магазина, т.е. до потребителя, этого не позволяла делать, тормазила начинания на каждой стадии.
      Для стимулирования улучшения качества выпускаемой продукции, чтобы заставить предприятия по возможности расширить ассортимент, государство ввело обязательную систему аттестации товаров. Мебель делилась на три категории: высшую, первую и вторую. Вторую категорию старались снимать с производства, первую можно было выпускать, а высшую разрешалось осваивать на других комбинатах и фабриках. Все проектирование мебели в те годы производилось и было нацелено на обеспечение выпуска высшей категории. Но это не значит, что качество мебели было высоким, в действительности, таковым оно было только для советского покупателя. И все же процесс аттестации, хоть и не так много, но позволил расширить ассортимент: началось проектирование и производство стенок, секционных кухонных гарнитуров, комплектов мягкой мебели.
 В результате, конфигурации и очертания мягкой мебели стали изменяться, формы стали более объемными, пышными; изготавливалась она преимущественно из древесно-стружечных плит. В сидениях применялись пружинные блоки из двухконусных пружин ручной или машинной сборки. Активно расширилась область использования поролона, появились легкие элементы из формованного пенополиуретана. Широкое распространение получили диваны-кровати с продольной схемой трансформации («книжки») и с местом для белья. Боковины стали целиком или частично кутанными, как правило, с локотниковой накладкой (иногда из массива, но чаще из клееной фанеры).
   Поскольку мягкая мебель – это одна из достаточно важных составляющих интерьера квартиры, то шагом вперед было то, что диваны, кресла стали выпускаться комплектами. Хотя объемы производства мебели по высшей категории постоянно росли, потребительчкий спрос все равно не удовлетворялся в полном объеме. Предприятия были мало заинтересованы в разработке новых моделей, т.к. и производимая мебель хорошо расходилась по торговым организациям, и они просто перенимали у соседей или по покупали документацию на уже готовое изделие. Но все же появлялись и новые работы с гнуто- и плоскоклееными деталями, изделия с применением пенополиуретана для мягких элементов. Незначительно величилось количество применяемых схем трансформации диван- и кресел-кроватей; расширился ассортимент фурнитуры, замков, элементов конструкций из металла.
   В этот же период государственные структуры стали активно закупать импортные ткани для производств. Приобретались в основном синтетические ворсоразрезные материалы. И все-таки при всех усилиях по разнообразию ассортимента, конструкции и формы мебели очень сильно отличались от западных образцов. О том, что происходило на мировом рынке мебели, какие тенденции моды преобладали в дизайне, проектировщики мебели могли судить разве что по зарубежным изданиям, которые были доступны лишь единицам.
   После IV Всесоюзного конкурса в 1983 году на лучшую мебель, выявилось явное отставание развития мягкой мебели от корпусной, и для сокращения такого отставания, ВПКТИМ организовал отдел мягкой мебели. В нем были сосредоточены специалисты по проектированию, по настилочным материалам, пружинам и металлоконструкциям. Можно сказать, что как результат – мебельные формы стали еще объемнее, появилась простежка, пиковка (подтягивание мягких элементов пуговицами и строчками), посадка на швах, которая дает эффект легких складок. Но все эти новшества в мебельном дизайне упирались в нехватку материалов, тканей, застежек типа «репейник» (липучек). В итоге, реализовав все лишь несколько проектов, в том числе диван-кровать на металлокаркасе, отдел был ликвидирован.
      С началом перестройки в СССР объемы производства мебели стали катастрофически падать, а цены, наоборот, – выросли. Но в этот период, паралельно с государственными предприятиями, стали работать и кооператоры по насыщению рынка мебели. Правда, эта продукция, как правило, делалась кустарными способами и не всегда была высококачественной. Но потребители брали все.
   С течением времени, на наш рынок пришла и импортная мебель, новые конструкции, формы: выкатные диван-кровати, «книжка» на металлическом каркасе с трансформирующимися конструкциями вместо подлокотников, конструкции типа «аккордеон» с поперечной трансформацией. Примерно к 1996 году ассортимент мягкой мебели значительно обогатился за счет открытия внутреннего рынка России; широко стали применять новые материалы, в том числе и импортные, например объемные нетканые полотна, синтетическая вата. Мягкая мебель стала действительно мягкой, пышной, округлой, удобной.
    Главное, что отличает современную отечественную продукцию от мебели советского периода – это не только качество, стиль исполнения, новые материалы, но и привлечение дизайнеров к разработкам моделей. Российские производители возможно стали ощущать потребность в профессиональном дизайне мебели для увеличения своей конкурентоспособности на мебельном рынке.

 

 

по материалам mebel -o .ru

Добавить комментарий

Вы должны войти для того, чтобы оставить комментарий.